ШАХИД, КОТОРОГО НЕ БЫЛО: ВО ВСЕМИРНОМ БАНКЕ ПРИДУМАЛИ «ОСВОБОДИТЕЛЯ БАШКИРИИ»

ШАХИД, КОТОРОГО НЕ БЫЛО: ВО ВСЕМИРНОМ БАНКЕ ПРИДУМАЛИ "ОСВОБОДИТЕЛЯ БАШКИРИИ"

В Башкирии с помпой открыт мемориал шахиду, исламисту, герою войны с русскими Алдару Исекееву. Надписи на кенотафе не оставляют сомнений – здесь почитают память пламенного башкира-мусульманина, положившего жизнь за свободу народа. Юмор в том, что никакого отношения к реальному Алдару, любимцу Петра I, обласканному Анной Иоанновной, весь этот бред не имеет.

В деревне Атиково Бурзянского района Башкирии открыт мемориальный комплекс (не памятник, как ошибочно пишут многие СМИ!) башкирскому народному герою, старшине Бурзянской волости Алдару Исекееву. Комплекс выполнен в форме кенотафа – символической могилы. Кенотаф украшен стихами, о которых мы поговорим ниже.

На торжестенной церемонии выступил с речью глава местной администрации Газиз Манапов. Присутствовали глава района Рустам Шарипов, мусульманское духовенство, избранные деятели культуры. Много говорили о роли Алдара в становлении башкирского народа, о борьбе за свободу – и, кажется, подразумевали, что свободы этой добиться так и не удалось.

То есть в России воспевают «героев», боровшихся против России. Нормально ли это?

Салауат йыйыны и другие
Россия – империя. Империя по определению многонациональна. У каждой нации есть эпос, есть предания, есть песни, есть свои герои. И практически всегда эти герои – борцы с сильными на благо слабых. А кто в империи сильные? Правильно, государствообразующий народ, в нашем случае русские. Поэтому память об этих людях всё равно будет храниться, хочет этого империя или нет. Вопрос лишь в том, насколько одиозных персонажей выбирают для увековечения и насколько агрессивно это делается.

Батыр Салават Юлаев, признанный национальный герой Башкирии, воевал против русской короны. И как указывают исследователи, «башкиры знали о самозванстве Пугачёва, но пошли за ним не для него, а для освобождения своих земель и свободы». Чистой воды сепаратист, чьи отряды нанесли огромный урон уральским поселениям и заводам, и не только: «А они, злодеи – башкирцы, у нас всегда везде русаков губят». При этом в Башкирии есть город Салават, именем «злодея Салаватки» названы хоккейный клуб и арена, есть «дни Салавата», есть ежегодный фольклорный праздник «Салауат йыйыны».

Так вот, на фоне Салавата Алдар Исекеев выглядит практически верноподданным – его нельзя сравнить даже с имамом Шамилем, который до капитуляции всё же был жестоким и последовательным врагом русских.

Батыр-дипломат
«Батыр из батыров» Алдар Исекеев после взятия Азова получил наградное оружие из рук Петра I (к слову, отец Салавата воевал под началом Суворова и был награждён за храбрость). Он действительно возглавил башкирское восстание, но далеко не сразу – пару лет воздерживался от действий, и лишь в 1706 году выбрал сторону. При этом роль Алдара была в первую очередь дипломатической: он вёл переговоры и с царскими полководцами, и с возможными союзниками в тюркском мире. Да-да, Алдар Исекеев был одним из камушков в строительстве идеи пантюркизма, которая сейчас позволяет Эрдогану позировать на фоне карты с предназначенными под отторжение русскими землями. Историки пишут:

Стратегический план Алдар-батыра заключался в том, чтобы «возмутить», то есть взбунтовать всё мусульманское население Поволжья, захватить Казань и восстановить на территории Южного Урала, Среднего Поволжья и Западной Сибири чингизидское ханство во главе с представителем династии Шибанидов-Кучумовичей султаном Ибрагимом, который уже был провозглашён ханом Башкирии.

Надо сказать, что восстание было реакцией на неразумно жестокую политику царских наместников – и это осознавал будущий император. Иначе не получил бы Исекеев помилования, а затем и государственных должностей. Более того, батыр Алдар внёс серьёзный вклад в расширение русских границ – именно он в 1730-х годах представлял башкир в переговорной группе с казахским Младшим жузом, «презентовал» казахам качество жизни под русской короной и добился включения обширных территорий в империю. За это указом императрицы Анны Иоанновны за Алдаром Исекеевым навечно закрепили тарханское звание, переходящее по наследству к потомкам (тарханы – высшее военно-дворянское сословие у тюрков). Потребовалось более 250 лет, чтобы на мальчишнике в Беловежской пуще Ельцин и Назарбаев смогли уничтожить то, что было создано трудами Алдара.

К новому башкирскому восстанию 1735 года уже пожилой тархан и старшина не присоединился – он занял позицию «над схваткой», будучи авторитетным переговорщиком для обеих сторон. Но само существование такой фигуры, очевидно, вдыхало энергию в бунтовщиков, к тому же он, по официальному обвинению, укрывал соплеменников от царских войск – и это привело батыра, которому тогда перевалило за 70 лет, к виселице.

Шахид на пути Аллаха
Разумеется, есть и другие оценки. Так, задорный Telegram-канал «Многонационал» пишет об этом так: «Даже после того как активные боевые действия в 1711 году завершились, Алдар Исекеев ещё почти 20 лет возглавлял антироссийское подполье в башкирском сообществе». Можно, конечно, сказать и так – но это подполье (возможно, в кавычках) было куда менее зловредным, чем работа, например, бывшего вице-премьера Анатолия Чубайса и его нынешнего преемника Марата Хуснуллина (обоим Царьград посвятил по большому расследованию – раз, два).

У нас может быть много претензий к батыру Исекееву, но он – сын своего времени, реалистично мысливший и работавший на благо империи. А вот к создателям нового памятника и организаторам церемонии его открытия есть претензии безо всяких «но».

Почитаем стихи, украшающие кенотаф:

Героев, подобных пророкам, дал Всевышний нашему народу. Вспомню башкирских святых – они стояли во имя свободы! Положение моего народа висело на волоске, земля, которую дал Всевышний, побоялась: воин, отважный батыр, Алдар-тархан удержал страну. «Башкиры мои! Завет мой вам: стойте сплочённо на своей земле! Никому не дают готовой свободы, за неё нужно сражаться как орлу».

Здесь странно всё.

КЕНОТАФ АЛДАРУ ИСЕКЕЕВУ.

Никаким борцом за свободу башкир Алдар никогда не был. Его действия во время восстания 1705–11 годов сводились к тому, чтобы сменить народу хозяев. Как казахи между ханским и имперским владычеством выбрали Россию, так он, напротив, в какой-то момент приглашал ханов владеть башкирами. Обычная «многовекторная политика», образцами которой нас так долго кормили Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Когда не получилось – вернулся к служению России. То есть в любом случае он оставался имперцем, понимая, что время лихих степняков прошло, что в одиночку башкирам при изменившемся миропорядке не выжить.

Удивляет полное отсутствие упоминаний о том, что Алдар вообще-то был русским воином и государственным деятелем, героем взятия Азова и дипломатом. Нет, непосвящённый человек прочтёт в верхней надписи, что здесь увековечили память «шахида на пути Аллаха».

Открытый призыв сражаться за свободу башкир вызывает в памяти известную статью Уголовного кодекса о сепаратизме.

А выбор тематики стихов говорит о том, что над созданием мемориала поработали так называемые деколонизаторы – борцы за свободу «угнетённых народов». И у нас есть веское тому доказательство.

А вот и заказчики
В последнее время интерес к персоне Исекеева резко вырос, памятники и стелы открываются чуть ли не каждый год. Началось это всё с решения о возведении памятника в центре города Баймака, которое было принято на заседании по программе поддержки местных инициатив, проведённом в Баймаке представителями Всемирного банка! Заседание состоялось в апреле 2014 года – как раз тогда, когда стала актуальной тема переустройства постсоветского пространства.

Но если памятник поставить несложно, то с увековечением имени в топонимике всё сложнее. В России есть всего одна улица имени батыра, причём находится она хоть и в Башкирии, но в русском селе Жуково. То есть на уровне государственных решений деятельность Исекеева до сих пор одобрения не получила и, вероятно, уже никогда не получит.

Причины этого понятны. Башкирский активист Радмир Мухаметшин сетует, что внимания Алдару уделяется недостаточно, и проводит очень интересную параллель:

Личность Алдара Исекеева для нынешних властей не совсем «удобная», как и личность Заки Валиди, чей недавний 130-летний юбилей власти также попросту замолчали.

Бюст Ахмета-Заки Валиди, напомним, недавно снесли в Санкт-Петербурге по представлению прокуратуры, которая усмотрела в нём героизацию деяний пособников нацистских преступников. Этот пантюркист работал в гитлеровской Германии с 1935 года вплоть до самой войны, читал студентам лекции, согласующиеся с расовой теорией, а сейчас его имя носит Национальная библиотека Башкортостана. Интересные аналогии у господина Мухаметшина. Продиктованные, очевидно, эмиссарами Всемирного банка.

Что с того?
Возможно, кто-то со мной не согласится, но я не склонен считать Алдара Исекеева врагом России. Человек, перед многотысячными войсками вышедший на смертный бой один на один против черкесского батыра перед штурмом Азова, был настоящим героем. Он жил и действовал так, как понимал сигналы своего времени, ошибался и исправлял ошибки.

Меня не смущают мемориалы, посвящённые Алдару, – но это должны быть памятники не шахиду и экстремисту, а воину и дипломату. Делать из Исекеева символ исламистского и националистического реванша – это больше чем преступление, это глупость.

Когда-нибудь памятник батыру Алдару будет стоять на центральной площади Алма-Аты. И на нём будет написано не про башкирскую смуту, а про спасение казахов от среднеазиатских ханов. На русском, башкирском и казахском языках. А может быть, только на русском – посмотрим на поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
×