ДЕНЬГИ ИДУТ В РЕГИОНЫ: КАК ВЭБ РАЗВИВАЕТ ТРАНСПОРТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

ДЕНЬГИ ИДУТ В РЕГИОНЫ: КАК ВЭБ РАЗВИВАЕТ ТРАНСПОРТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ

Федеральный проект «Инфраструктурное меню»: госкорпорация ВЭБ.РФ выделит на развитие России 300 миллиардов рублей за три года.

Читаем меню
Итак, 300 миллиардов рублей – колоссальная сумма, совокупный годовой бюджет нескольких городов-миллионников. И это – только та часть, которую выделит ВЭБ.РФ, сопоставимые вложения ожидаются также от региональных бюджетов и частных инвесторов.

Что такое это меню, откуда привычное по кулинарии слово появилось в экономическом лексиконе страны?

Первый замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Александр Ломакин так говорил об этом:

Федеральный проект «Инфраструктурное меню» – одна из важных антикризисных мер поддержки строительной отрасли в субъектах РФ. Сегодня, несмотря на сложившуюся макроэкономическую и геополитическую ситуацию, темпы реализации проектов, направленных на развитие и модернизацию инфраструктуры, должны не снижаться, а ускоряться, т.к. они направлены на развитие регионов.

В России разработан комплекс мер экономической поддержки регионов – так называемое инфраструктурное меню для развития инфраструктуры и жилищного строительства. У регионов есть возможность взять инфраструктурные бюджетные кредиты, привлечь деньги через инфраструктурные облигации, использовать деньги Фонда национального благосостояния.

Если почитать меню, то поддержка проектов по строительству, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры со стороны ВЭБ.РФ (за период 2022–2024 гг.) определена в размере 300 млрд руб. При этом общая стоимость этих проектов оценивается в 960 млрд руб.

Система уже работает
ВЭБ.РФ взял на себя содействие в финансировании самых сложных отраслей – тех, где срок окупаемости велик или вообще невозможно говорить о возврате инвестиций в привычном смысле слова (как вы окупите государственную школу? только будущим участием выпускников в развитии русской экономики):

строительство:
школ,
аэропортов,
объектов электротранспорта,
дорог и мостов;
модернизацию ЖКХ;
развитие территорий;
создание туристической инфраструктуры.
Между тем жители многих городов уже видят реальные результаты этой работы, рассказывает Ломакин:

В Волгоградской области закупили троллейбусы, во Владимирской и Калужской – автобусы, в Москве приобретают вагоны для метрополитена и МЦД, в Челябинской области и Санкт-Петербурге ожидается поставка трамваев.

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков разъясняет разницу между прежними и нынешними мерами поддержки:

До сих пор аналогом была программа «Стимул». Но если средства, выделяемые по «Стимулу», – это субсидия, то теперь субъекты получат средства на развитие своих территорий, которые нужно будет вернуть. Подобные меры поддержки увеличивают конкуренцию субъектов федерации, побуждают их представлять более качественные проекты.

Небесные инвестиции
До 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 178 строительных объектов и приобрести 345 единиц подвижного состава по всей России.

Один из главных источников расходов – создание региональной аэропортовой инфраструктуры для пассажирских авиаперевозок. В самой большой стране мира, половина территории которой находится в климате, мало пригодном для наземного передвижения, региональный авиатранспорт – стратегически важнейшая отрасль. Нет быстрой связи между регионами России – нет единства России.

С участием ВЭБ уже удалось реализовать 8 проектов, находящихся на операционной фазе (терминалы по всей стране от Санкт-Петербурга до Хабаровска и Владивостока), и ещё 4 проекта находятся на инвестиционной фазе (Новосибирск, Новый Уренгой, Хабаровск), причём это не долгострои – новосибирский и новоуренгойский проекты планируется ввести в эксплуатацию до конца 2022 года.

Авиация – удовольствие дорогое: один только ВЭБ.РФ одобрил участие в размере 111 млрд рублей , чтобы реализовать проекты общей стоимостью 275 млрд. Но на этом останавливаться никто не собирается, на рассмотрении находится ещё 5 региональных проектов: два в рамках программы «Фабрика проектного финансирования» и три с использованием льготного финансирования. Если все они будут одобрены, общий объём инвестиций вырастет ещё на 47 млрд руб., а объём обслуживаемого пассажиропотока – до 11,2 млн пассажиров в год.

Дороги в будущее
В строительстве дорог у корпорации развития есть огромный опыт. Напомним только некоторые его составляющие.

Именно вступление ВЭБ в затянувшееся строительство подмосковной ЦКАД помогло завершить проект: корпорация выступила не только инвестором, но и организатором, сформировавшим оптимальную для всех участников структуру финансирования и привлекшим в проект внебюджетные инвестиции.

Полным ходом идёт строительство нового (восточного) выезда из башкирской столицы Уфы на федеральную автотрассу М5 «Урал». Этот выезд свяжет ещё одной ниточкой трассы Мп и М7 «Волга», разгрузит транспортную инфраструктуру Уфы, снизит нагрузку на дороги и внесёт свой вклад в развитие восточной части республики.

ВЭБ.РФ вложил более 2 миллиардов рублей в реконструкцию трассы М4 «Дон», связывающей юг европейской части России с её севером. Участвовал в финансировании Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга, буквально спасшего центр великого города от разрушения автомобилистами. Без ВЭБа не было бы строительства автодороги М11 «Нева», на котором обкатывались новые инструменты финансирования инфраструктуры – это была первая концессия в современной России. Первый участок от Москвы стал не только началом дороги, но и началом концессий в современной России. Это была первая концессия в России, использованная в автодорожном строительстве.

В настоящее время ВЭБ.РФ рассматривает возможность участия и в других дорожных проектах.

Что с того?
Несмотря на сложнейшие условия санкционного давления, Россия демонстративно вкладывает ещё бо́льшие деньги в собственное развитие. Важно, что инвестиции идут по всей стране, а не только в самые развитые её регионы – в этом состоит одно из ключевых отличий целевого государственного финансирования от частной инициативы. Первая ищет пользу для страны, вторая – максимальную прибыль в кратчайшие сроки. А системы государственно-частного партнёрства, которые развивает ВЭБ.РФ, позволяют объединить два этих подхода в единое целое, в конечном счёте идущее на пользу всем нам. Всего при поддержке государственной корпорации развития реализованы инфраструктурные проекты общей стоимостью, превышающей 1 трлн руб (из них 617,9 млрд рублей – объём проектов в городской экономике). Объём участия ВЭБ.РФ в этих проектах превысил 283 млрд рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
×